Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 50 человек

КОНСУЛЬТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Дата: 29 октября 2017 в 20:44
Автор: Глазко О. Д.

«Дыхательная гимнастика в детском саду»


     Цель: дать понятия родителям о разных видах дыхания;
     Задача: - познакомить с упражнениями на развитие речевого дыхания;

     В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями
в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны,
не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя
и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического
и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы. Одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика.
Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха
не проживет и десяти минут.

Так, считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней
и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение,
так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легковозбудимые дети. Кроме того, большинство из них
имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит
к привычке постоянно дышать ртом.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают
в умственном развитии.

Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением
содержания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов
и увеличение мозгового кровотока. Безусловно, процесс дыхания сказывается
на работе мозга.

Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Он помогает улучшить процесс дыхания, очистить дыхательные органы и обеспечить возможность правильного вдоха. Кроме того, при плавном, спокойном, удлиненном выдохе расширяются и хорошо наполняются кровью сосуды.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.

Физиологическое (жизненное) дыхание складывается из вдоха и выдоха, который поочередно сменяет друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь
в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать
в создании голосового звучания на равномерном выдохе. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Раздельное продувание.
После хорошего выдоха закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю и вдохнуть воздух левой. Затем открыть правую ноздрю, закрыть левую указательным пальцем левой руки и сделать полный медленный выдох. Дальше поступить наоборот – вдохнуть правой ноздрей, а выдохнуть левой. Повторить несколько раз. Упражнение очень эффективно при горящчей аромолампе.

Дыхание очистительное – «царапание».
Сначала сделать хороший выдох. Руки согнуть в локтях, кулаки на уровне плеч. Сделать носом спокойный вдох, продолжительный интенсивный выдох через открытый рот со звуком «ха», одновременно выбрасывая руки вперед и тут же начиная пальцами производить царапающие движения. Выполнять «царапание», пока приятно рукам. Затем передохнуть и повторить упражнение еще 2-3 раза.

 

При проведении занятий необходимо соблюдать
следующие требования:


- Выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости
от возраста детей;
- Проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях
или при открытой форточке (в теплое время года);
- Заниматься до еды;
- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- Дозировать количество и темп проведения упражнений;
- Вдыхать воздух через нос, выдыхать – через рот и нос;
- Вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди;
- Плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку
на 2–3 секунды.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО
И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ


«Задуй упрямую свечу»
В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз»
Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость
и частоту произношения.
«Пастушок»
Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят»
Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси;
руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать,
произнося слог «гу-у-у» (8-10 раз).
«Кто громче?»
Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить
на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей(при этом  рот закрыт) и произносить(выдыхать) звук «м-м-м»(«мычать»), одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки
по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист»
Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько секунд, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Маятник»
Сесть по Турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.
«Охота»
Закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами
(апельсин, духи, варенье и т.д.)
«Шарик»
Представить себя воздушными шариками; На счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание на несколько секунд.
Затем на счет от 1 до 5 медленно выдохнуть.
«Каша»
Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить 6 раз.
«Ворона»
Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар-р-р!
«Покатай карандаш»
Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу карандаш.
«Греем руки»
Вдыхать через нос и дуть на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот,
как бы согревая руки.
«Пилим дрова»
Встать друг против друга парами, взяться за руки (упражнение можно выполнять по одному) и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Дровосек»
Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на вдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6–8 раз.
«Сбор урожая»
Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3–4 раза.
«Комарик»
Сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение.
Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок.
Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3–4 раза.
«Трубач»
Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту». (10 сек).
«Жук»
Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи»
Сделать легкий вдох носом, выдыхая через рот, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – на звуке «ш-ш-ш».

Будьте здоровы!
Надеюсь, что данная консультация будет полезна.

Подготовил музрук А.Д. Пигарева

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.